1. Воздействие предприятий машиностроительного комплекса на окружающую среду

СОРОКИН, Минпромэнерго России Машиностроение, по определению РАН, представляет собой целый комплекс, состоящий из ряда отраслей энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтехимическое, транспортное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; автомобильная, электротехническая, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая, электронная, приборостроение и др. Учитывая это, Правительство Российской Федерации проблемам машиностроения уделяет большое внимание. Так, в июне г. За последние три года разработана также общая стратегия развития машиностроительного комплекса на период до г. В них задействованы пять государственных научных центров ВЭИ имени В. Причем все отрасли с учетом их роли и места в условиях рыночной экономики разделены на пять групп. В первую входят наукоемкие отрасли электротехника, приборостроение, станкостроение и др.

Современное состояние машиностроительного комплекса

Изд-во ин-та новой экономики, Машиностроение, являясь одной из базовых отраслей российской экономики, наиболее тяжело пережило кризис х годов го века. В этот период производственные мощности сократились почти на треть, что оказало негативное влияние на весь промышленный сектор страны. С открытием границ стало очевидным отставание выпускаемой продукции по множеству параметров от зарубежных аналогов.

Предпринятые усилия по модернизации промышленности республики только начали давать эффект. Этот процесс основывался на государственных мерах поддержки, зафиксированных в отраслевых концепциях и имеющихся источниках кредитования и инвестирования.

продукции в основных отраслях машиностроительного комплекса, что приво- коэффициент сменности работы оборудования в основном ственных фондов, что вызывает их ускоренное старение и не позволяет обес- . зований, кадрового обеспечения, блока инвестиционных проектов, блока про -.

Фундаментальные исследования Российской академии наук в области машиноведения, новых материалов и технологий являются научной основой возрождения и развития гражданского и оборонного машиностроительных комплексов страны в ближайшие десятилетия. Прикладные научные разработки ведущих отраслевых институтов, конструкторских и технологических бюро, взаимодействующих с институтами РАН, призваны принципиально обновить основные материальные фонды действующих и строящихся промышленных и машиностроительных предприятий страны.

Ситуация, сложившаяся к настоящему времени в нашей стране, сходна с той, которая возникла после второй мировой войны. Тогда обновленные основные материальные фонды, становление десятков и сотен новых НИИ и КБ, постановка новых научных проблем позволили реализовать крупнейшие для страны и мира проекты: Фундаментальные и прикладные научные и конструкторско-технологические разработки, мощный машиностроительный оборонный комплекс позволили нашей стране в е гг.

Однако, в последнее десятилетие в связи с огромными сложностями социальных и политических преобразований и системным кризисом во всех сферах хозяйственной деятельности объем промышленного производства в стране сократился примерно в два раза. Аналогичная ситуация сложилась на предприятиях и объектах оборонного комплекса. Эти обстоятельства поставили под угрозу основные компоненты национальной безопасности России - технологическую, техногенную, оборонную и экономическую.

С учетом требований, предъявляемых сложившимся положением, государственной политикой в области развития промышленности и машиностроения на ближайшие годы должен быть предусмотрен переход страной предельно критических параметров: Прогнозные параметры развития страны до г. В области промышленного производства в структурном балансе необходимо предусмотреть:

Износ основных фондов в российской экономике, особенно в отраслях промышленного комплекса, достиг критических размеров, и без мощного инвестирования начнется процесс их физического разрушения. Показатели износа основных фондов в российской экономике нарастает параллельно с падением уровня загрузки производственных мощностей. Старение основных фондов в отраслях промышленного комплекса и их выбытие из производственного процесса за годы реформ не сопровождается соответствующим вводом новых, в основном в силу жестких финансовых ограничений.

Если в г. В наибольшей степени коэффициент обновления снизился в отраслях, в которых десять лет назад он был одним из самых высоких — в легкой промышленности произошло его снижение в 17 раз; в машиностроении — в 9,4 раза; в черной металлургии — в 8,3 раза; в химической и нефтехимической промышленности — более чем в 5 раз и т.

(На примере машиностроительного комплекса КБР) Привлечение инвестиционных ресурсов в машиностроительный комплекс для проведения . является старение основных фондов и его активной части – оборудования, 70%.

Введение Машиностроительный комплекс Республики Татарстан на протяжении многих лет сохраняет свою высокую значимость для социально-экономического развития региона в силу заключенного в нем интеллектуального, инновационного и мультипликативного потенциала. Основные цели, задачи, направления развития и прогнозируемые параметры Программы согласуются с посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, посланиями Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на год и на плановый период и годов, другими федеральными и республиканскими стратегическими документами.

Все планируемые мероприятия Программы прошли научно-техническую и технико-экономическую экспертизу и обсуждены в научно-технической, производственной и управленческой среде. Обоснование актуальности, важности проблемы и необходимости ее решения в рамках Программы Основой многоотраслевого машиностроительного комплекса Республики Татарстан традиционно являются предприятия, выпускающие сложную высокотехнологичную наукоемкую продукцию.

В производстве используются, как правило, разработки научных и проектных организаций, расположенных в республике, а кадровый потенциал формируется из выпускников местных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Базовые секторы машиностроительного комплекса представлены авиастроением, автомобилестроением, производством автокомпонентов, специальным машиностроением, судостроением, радиоэлектроникой, приборостроением и другими.

Эти подотрасли определяют значительный вклад Республики Татарстан в российский рынок продукции машиностроения. Мировой экономический кризис существенно повлиял на показатели деятельности обрабатывающих отраслей промышленности Республики Татарстан. Несмотря на определенную положительную динамику, развитие машиностроительного комплекса определяется эффективностью мер, направленных на модернизацию и повышение конкурентоспособности предприятий и их продукции.

При этом посткризисные обстоятельства требуют переоценки параметров и прогнозов социально-экономического развития, изменения подходов к формированию программ различных секторов экономики, в том числе машиностроения. Для восстановления и стабилизации экономического роста, обеспечения развития машиностроения в Республике Татарстан с учетом новых экономических реалий необходим системный подход, включающий определение направлений, темпов, структуры и механизмов развития машиностроительного комплекса и среды его функционирования, а также форм адресной поддержки приоритетных направлений его развития.

В рамках Программы определены и выработаны:

Мукомолы просят зерна

Оборачиваемость кредиторской задолженности покупателей и поставщиков, дни 44,00 40,00 52,00 Машиностроение и металлообработка в России ориентированы в основном на внутренний рынок. Доходы России от экспорта продукции отрасли достигают 6 млрд долл. Однако в условиях жесткой конкуренции экспортными поставками нереально компенсировать низкий спрос на внутреннем рынке.

Машиностроительный комплекс определяет состояние -производство транспортных средств и оборудования - 42,6%. Объем инвестиций в основной капитал в машиностроительной отрасли . продукции, связанной со старением и высокой степенью износа производственных фондов;.

Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности, в т. Сущность и содержание государственного регулирования структурных преобразований. Зарубежный опыт реструктуризации отраслей и предприятий машиностроительного комплекса. Опыт России в госрегулировании структурных преобразований. Оценка отраслевой и технико-экономической структуры отечественного машиностроения. Влияние инвестиций на трансформацию структуры отраслей машиностроения.

РОССИЙСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА

На заседании рассматривался вопрос о внедрении механизма ДПМ на модернизацию генерирующих мощностей. С докладами по вопросу выступили: В дискуссии по теме приняли участие:

положение машиностроительного комплекса довольно тяжелое. другого завод выпускать не может, мощности простаивают, оборудование стареет, пер- инвестиций в основной капитал5 имеет наивысшее значение по.

Совершенствование структуры управления машиностроительным комплексом Введение к работе Актуальность темы исследования. В условиях глобализации конкурентная борьба между странами обострилась и перешла в область технологий. Для России с ее территорией, особым геополитическим расположением защита и полноценная реализация национальных интересов в глобализируемой экономике возможны при условии достаточно высокого уровня самообеспечения современными техникой, оборудованием, технологиями.

Практически весь ассортимент оборудования и инструментов создается предприятиями и организациями машиностроительного комплекса МСК. Именно МСК обеспечивает материально-техническую основу для перехода на инновационный вектор развития и достижение приемлемого уровня внутренней и внешней конкурентоспособности. Между тем, Россия, имевшая в начале х гг. века практически всю совокупность отраслей машиностроения, за годы реформ во многом утратила свой материально-технический потенциал и способность самостоятельно обеспечивать не только расширенное, но и простое воспроизводство основного капитала.

Логическим следствием этого является неуклонное снижение уровня конкурентоспособности российских предприятий и в целом национальной экономики. Так, в рейтинге национальной конкурентоспособности, ежегодно составляемом Лозаннским институтом мировой экономики для Всемирного экономического форума в Давосе, Россия за — гг. При этом по наличию современных машин и оборудования Россия заняла еще более низкое место - е!

6.3. Машиностроительный комплекс

По объему промышленного производства Омская область занимает е место в России, а Омск — 4-е место среди промышленно развитых городов страны после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Основные отрасли омской промышленности: Отдельные предприятия выпускают продукцию, обладающую конкурентоспособностью на мировых рынках. Лидеры омского экспорта — предприятия химии, нефтехимии и нефтепереработки. Машиностроительный комплекс Омской области. Три четверти основных фондов машиностроительной отрасли приходится на оборонный комплекс.

В настоящее время в парке оборудования преобладает оборудование, выпущенное Старение основных фондов в отраслях промышленного комплекса и их Снизилась доля инвестиций, направляемых в легкую промышленность – с 3 к ускоренному росту смежных машиностроительных производств.

Для того чтобы обеспечить возрастающие потребности упаковщиков, необходимо соответствующее производство бумаги, картона, алюминиевых и пластиковых емкостей, разнообразных пленок. А основой любого производства является, естественно, соответствующее оборудование. Посмотрим, насколько развит рынок упаковочного оборудования в России и каковы его перспективы. Недавно в Великобритании был опубликован отчет специалистов по маркетингу упаковочного сектора рынка.

Согласно этому отчету, в ближайшие годы спрос на упаковочные материалы в России будет расти. Так, если в году выпуск картона в России составил тыс. Спрос на тару из однослойного картона и этикеточную бумагу может к году преодолеть планку в 95 тыс. От Союза к Федерации С момента начала российских реформ, то есть с года, традиционная тара для жидких и полужидких продуктов — стеклянные банки и бутылки с пергаментной бумагой — начала вытесняться значительно более эстетичными и современными пластиковыми емкостями, которые, наряду с прямой функцией защиты товара от неблагоприятных внешних воздействий, выполняли и роль рекламы упакованного товара.

Яркая упаковка, в особенности в первые годы массированного импорта на российский рынок продовольствия, существенно повышала субъективное представление потребителя о качестве товара, создавала у него иллюзию приобщения к западной цивилизации и образу жизни. За несколько лет новые стандарты в упаковке продтоваров продемонстрировали и ряд удобств для потребителя, став привычным атрибутом повседневной жизни.

Повинно в этом отсутствие современной упаковочной техники и материалов. Между тем основные фонды упаковочного сектора рынка стареют.

Состояние машиностроительного комплекса россии

Эти внешние положительные факторы подкреплялись действиями законодательной и исполнительной власти. Так, были снижены ставки по ряду налогов, а некоторые налоги вообще отменены. При этом рост производства важнейших видов машин и оборудования за январь года составил: Эта отрасль остается одной из самых депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса. Здесь ни по одному виду продукции не было отмечено положительной динамики за последние 5 лет. Но беспрецедентно большое количество ввезенных подержанных иномарок за первый квартал около 90 тыс.

В е годы инвестиционный процесс в машиностроительном комплексе развитых резким сокращением инвестиций на расширение традиционных отраслей. общего парка этого оборудования к г. будет использоваться в . моральное старение, которому зачастую способствует государственная.

Перспективы развития аутсорсинга в российском машиностроительном комплексе О. Машиностроительная отрасль занимает заметное место в структуре промышленного производства России. Машиностроение является материальной базой реализации научно-технического прогресса, одним из основных центров генерации, распространения и применения новых знаний, инноваций, высоких технологий, а также оказывает непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, обеспечивает их основными фондами высокого технического уровня.

От степени его развития, совершенства в значительной степени зависит и производительность общественного труда, благосостояние народа. Оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокие кондиции имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в конструировании, современных технологий и оборудования. Машиностроение, хотя и находится в авангарде отраслей промышленности, по значению инновационных показателей существенно уступает зарубежным аналогам.

По оценкам аналитиков, перспективы развития отечественного машиностроительного комплекса весьма пессимистичны2. С одной стороны, потребность в продукции отечественных машиностроительных предприятий имеет устойчивую тенденцию к росту, что происходит из-за увеличения масштабов деятельности других отраслей российской экономики, которые выступают активными потребителями машиностроительной продукции.

Рассматривать как альтернативу приобретение продукции машиностроительного профиля у иностранных производителей нецелесообразно.

Ваш -адрес н.

В целом можно констатировать, что интерес к российскому машиностроению, за исключением производства автомобилей, в году остался низким. Крупнейшими инвесторами в машиностроение в году стали Германия, Корея и Нидерланды. Неудовлетворительной является ситуация в соотношении экспорта продукции отечественных машиностроительных предприятий и импорта зарубежной продукции машиностроения. Отметим, что в году существенно увеличился объем экспорта российских машин и оборудования.

Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-февралем года увеличился на 56,8.

доля машин и оборудования в г. со- Ключевые слова: экономика, машиностроительный комплекс, экономическая безопасность. связанная со старением и высокой степе- . структуре инвестиций в основной капитал.

В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического прогресса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. Это обеспечивает техническое перевооружение всей промышленности каждые лет. После развала СССР украинское машиностроение прошло вместе с экономикой страны через все этапы кризиса, через все проводившиеся над промышленностью рыночные эксперименты.

Его дробление способствовало тому, что машиностроение было существенно потеснено крупными зарубежными корпорациями как на внутреннем, так и на внешних рынках, особенно в наукоемком секторе. Не в последнюю очередь это произошло благодаря эксперименту, проведенному на предприятиях ГМК в годах. В соответствии с Законом Украины от Как результат, метпредприятия существенно увеличили инвестиции в перевооружение своих производственных мощностей, предъявляя спрос, в том числе, и на продукцию отечественного машиностроения.

Посмотрите, чем жила Россия эту неделю (Время-вперёд! #236)